В Вятской ТПП состоялся круглый стол по вопросам взаимодействия грузоотправителей и грузополучателей Кировской области с Горьковской железной дорогой.
Поводом послужили обращения предпринимателей, касающиеся работы ГЖД.
Речь шла о необходимости внесения изменений в Федеральный закон № 18-ФЗ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта» и связанные с ним нормативные акты в части, касающейся грузовых перевозок. Участниками - представителями предприятий пищевой промышленности было отмечено, что данные документы задают крайне избыточную зарегламентированность процесса грузоперевозок, что приводит к отказу от работы с железнодорожным транспортом многих субъектов бизнеса. "Бесчисленные «Правила перевозок…» устанавливают огромное количество критериев: от предельной массы ящика маргарина (строго не более 22 (зачем такая точность?!) кг) до степени очистки мясных туш. Или, какова может быть цель наличия требования о помещении в один упаковочный ящик только сыров одного наименования, сорта, даты выработки и одного номера варки?!- говорит одна уз участниц круглого стола. - Возможно, эти требования к перевозке были актуальны раньше, в то время, когда Устав разрабатывался, однако сейчас технологии производства, упаковки продуктов, и как следствие, требования к их условиям хранения и перевозки радикально изменились"!
При этом железная дорога за неисполнение своих многочисленных указаний может накладывать на грузоотправителей значительные, не соразмерные с возможным нарушением, разорительные штрафы. Например, ст. 98 Устава дает возможность взыскать с грузоотправителя пять провозных плат при выявлении любых отклонений данных, указанных в железнодорожной накладной и фактического заполнения вагона. То есть, например, если кладовщик на складе грузоотправителя по ошибке положил в вагон несколько коробок пралиновых конфет вместо помадных, в результате чего провозная плата оказалась «уменьшена» на 7,9 тыс. руб., на грузоотправителя будет наложен штраф от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей в зависимости от расстояния перевозки! Аналогичные санкции накладывает ст. 102 Устава, устанавливающая такие же штрафы даже за минимальное превышение нормативной загрузки вагонов.
К тому же, все вышеперечисленное приводит к существенному удорожанию продуктов питания при перевозках на значительные расстояния, особенно, в районы Крайнего Севера.
Кроме того, ряд вопросов представителю РЖД задали и представители других отраслей, в том числе касающиеся своевременной отгрузки и отправки вагонов с отдельных станций, а также вопросов, касающихся перевозок контейнерами малой тоннажности.
В итоге было принято решение о совместном обращении по совершенствованию нормативной базы в ТПП РФ, Федеральную антимонопольную службу, Правительство РФ, органы законодательной власти.